В заголовке «Повести временных лет» летописец Не-стр. поставил несколько вопросов:
* Отъкуду есть пошьла Русьская земля? Кьто в Кыеве нача пьрвее къняжиты? И отъкуду Русьская земля стала есть? "
А по мнению Б. Рыбакова и Л. Гумилева, в конце V - первой половине VI в. в Европе происходит три взаимосвязанных события. Они непосредственно соотносились с Киевской Русью и стали ответами на вопросы Нестора.
Первым было начало великого расселения славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров. Славянам удалось отвоевать и заселить почти половину Византийской империи. Правда, это уж в IX в. Тогда же часть славян перебралась даже в Малую Азию. Причем колонисты шли как из западного ареала славянства, со стороны склавинов, так и с восточной, со стороны антов. Огромный по своим размерам движение славян на Дунай и в Подунавье, в междуречье Вислы и Одера изменил всю этническую и политическую карту Европы. Кроме того, был существенно видоизмененисторический процесс и на основной славянской территории.
Второй важным событием было основание Киева на Днепре. Летопись передает древнюю легенду о трех братьях - Кия, Щека и Хорива и сестру их Лыбедь. Они построили город на Днепре в земле полян и нарекли его именем старшего брата. Этот перевод был известен еще с незапамятных времен уже и при жизни Нестора. А поскольку Киев в то время соперничал с Новгородом, то летописцы последнего поместили в летопись легенду о Кие за 854 годом. Это не соответствует действительности, так как в распоряжении ученых сегодня есть неоспоримые свидетельства более раннего времени возникновения предания о основании Киева в земле полян.
Одним из таких свидетельств была и остается «История Тарона» двух армянских авторов - Зеноба Глака и Ивана Мамиконяна, написанная в VIII в .. Авторы включили в свою историю предание о трех братьях - Куа-ра, Мелтеем и Хоревана, которые построили в какой стране Палун город. В армянском записи совпадают с русской летописной и основа, и подробности. Здесь и охотничьи угодья, и город на горе, и языческие святилища. Оказывается, что в том же VIII в. арабский полководец Мерван воевал с хазарами и ему удалось добраться «славянской реки», т.е. Дону. Там он захватил в плен 20 000 славянских семей. Пленные были выведены в Закавказье и расположенные по соседству с Арменией. Следовательно, перевод об основании Киева тремя братьями в земле полян был составлен славянами примерно в конце VII - начале VIII в.
А М. Ю. Брайчевский утверждает, что Кий с братьями и сестрой жили в конце VI или в начале VII в. Именно к этому времени относятся известия византийских источников о летописного Кия: во второй редакции «Чудес ДмитрияСолунского», у Феофана Исповедника, у патриарха Никифора и в ионных с Ники.
А благодаря удачным раскопкам в начале и во второй половине XX в. археологов Д. Милеев, Т. Мовчановсь угодно, М. Картера и П. Толочко найдены остатки городища, о котором говорится в летописном предании - «город Кия». То есть была найдена историческая основа летописного предания. Так фольклорная упоминание о трех братьях и их сестре и сооружение ими первого киевского городища стали историческим фактом.
Показателен стратегическое значение расположение Киева. Все крупнейшие реки днепровского бассейна сходились к Киеву. Бассейн этих рек охватывал земли, где жили древляне, дреговичи, кривичи, радимичи и северяне. Общая площадь их территории составляла около четверти миллиона квадратных километров. Путями сообщения в те времена были, в основном, реки. А все они в местах расселения славян впадали в Днепр выше Киева. Поэтому весь этот огромный простор, откуда славяне мигрировали на юг или ходили на войну с соседями, контролировался киевскимкнязьям.
Тогда как союз дулебов распался в VI в. под ударами аваров, другие славянские союзы племен уцелели и вели ожесточенную борьбу с кочевниками за выживание. Очевидно, что такими были - союз племен движении (бассейн реки Рось) и союз племен полян (Киев и Чернигов). Объединившись, эти два союза стали впоследствии основой Русского государства.
И, наконец, мы подошли к ответу на питания, почему наша прародина стала называться «Русь». Акад. Б. Рыбаков называет племена русов славянскими. Однако Л. Гумилев утверждает, что до прихода в Поднепровье славян эту территорию населяли русы или росы, этнос отнюдь не славянский. При этом он ссылается на Лиутпранд Кремонского (X век), а тот, в свою очередь, призвал в свидетели греков, звали Russos народ, известный в Европе как Nordmannos. К тому же поселял он этих росов рядом с хазарами и печенегами на юге Руси.
Как считает другой выдающийся русский историк МЛ. Артамонов, бытовые привычки у славян и русов были разными. Особенно это проявилось в характерных мелочах, таких как способ умывания. Русы умывались перед трапезой в общем тазу, а славяне - сливали друг другу на руки. Опять же, русские брили голову, оставляя «селедки» на темени, а славяне стриглись в «кружочек». Русы жили в военных поселках и получали жалованье военными трофеями, часть которых продавали, хазарским купцам. Славяне же вели оседлый образ жизни и занимались земледелием и скотоводством. МЛ. Артамонов подчеркивает, а Л. Гумилев с ним соглашается, что авторы X века никогда не путали славян с русами. Опять же, русы известны как самостоятельный этнос авторам VI в. Иордан и За-хари ритора. Пожалуй, самой точной является версия епископа Адальберта, назвавшего княгиню Ольгу царицей ругов.
А руги были народом, западная часть которого погибла в Норик и Италии в V веке, а восточная удержалась в Восточной Европе до X века, оставив в наследство славянам династию и название государства.
Эта теория очень стройная и привлекательная, но за ней выходит, что русы были единственным племенем на нашей территории, которое получило свое название не от местности, на которой проживало. А от чего? Ведь остальные местных племен получила свое название именно таким образом.
Процесс возникновения и становления Русского государства происходило с первой половины IX по конец X в. Это время связано с правлением последних представителей династии древнерусских князей - Дира и Аскольда (погибли около 882 г.) и началом княжения в Киеве династии Рюриковичей - Олега (882-912 pp), Игоря (912-945 pp), Ольги (945-964 pp), Святослава (964-972 pp.)
Каковы же были основные события этого периода? Археологи и историки называют несколько условий, при которых определенное сообщество людей получает право называться государством. Первая из них - это не менее пяти тысяч человек населения, имеющих общую религию. Власть должна иметь административный аппарат. Следующая из условий - письменность. Обязательным атрибутом государственной власти является также крупные здания в зигляди дворцов и храмов. Необходимым условием является структура ^ изация населения. Оно должно быть разделено по специальностям, чтобы каждый делал все не только для самого себя и для семьи, но и на государство. Так, наряду со жрецами и солдатами появились художники, философы, зодчие, ремесленники. Солдаты в составе армии охраняли государство, а ремесленники производили все необходимые для проживания товары, а также создавали развитую инфраструктуру. Всем этим условиям соответствовала государство восточных славян, о которой мы продолжаем вести разговор.
В VIII-XI веках на исторической арене появляется новый очаг восточнославянской государственности - Русская земля. Размеры военных акций и амплитуда ее внешнеполитической деятельности были впечатляющими - от участия в 852-853 pp. в отражении арабского наступления в Закавказье к многочисленным знаменитых походов в 860 г.
В княжение Аскольда во время одного из его удачных походов Русь приняла крещение на государственном уровне. Правда, крестились только кн. Аскольдьи часть верхушки общества - князья, дружинники и бояре, и народ не одобрил и не поддержал этой инициативы князя Аскольда. Действительно, в настоящее время еще не созрели условия для активного массового распространения христианства. В результате сопротивление новой религии не только низов, но и верхов стал одной из причин отстранения от власти Аскольда и его гибели.
Погиб кн. Аскольд через коварство Олега, который, замаскировав свою жену во купеческий караван, беспрепятственно подошел к Киеву. Выманив кн. Аскольда и Дира из города Олег убил их и захватил Киев. А Крип'якевич называет Олега «первой крупной фигурой в истории киевского государства».
По одной из исторических версий, Олег был дружинником новгородского князя Рюрика, который послал его «собирать земли». Н. Полонская-Василенко считает Олега посторонним человеком, не связанным ни с Рюриком, ни с Игорем. Несмотря на противоречивость версий появления на исторической арене Олега, все историки признают его военный и государственный талант.
Убийство Аскольда и Дира и захват Олегом власти в Киеве в 882 г. имело чрезвычайно важные последствия. С одной стороны, фактическое объединение Северной (Новгород) и Южной (Киев) Руси стало основой возникновения общерусского государства. С другой же, - государственный переворот, который произошел, был началом анти-христианской, языческой реакции.
Княжение Олега в Киеве дало основания для возникновения в XVIII в. теории о норманское происхождения Руси. ее авторами были немецкие историки на русской службе. Они воспользовались палимпсестами (записями в летописи «Повесть временных лет» на месте предварительно уничтоженного текста). В этих новых записях раз и шла
речь о том, что варяги были приглашены на Русь управлять государством. Правда, немцы пренебрегли тем фактом, что Русское государство уже существовала задолго до прихода в Киев кн. Олега.
Русские князья ни на минуту не прекращали своей деятельности по активному расширению государственных границ ицентрализации власти. В рамках процесса государственной консолидации в этот период можно четко выделить два аспекта: завоевание и распространения влияния Руси на новые территории (Олег покорил земли древлян, северян, кривичей, радимичей, хорватов, уличей, финно-угорские племена - чудь и мерю; Святослав - в 'ятичив, ятвягов, хорватов, алан (осетин), касогов (адыгов); перманентной была икорстока борьба против автономистских настроений покоренных народов - подавление выступлений древлян и уличей (Игорь), древлян (Ольга).
Благодаря целому ряду успешно проведенных реформ В Русском государстве была осуществлена политикацентрализации. Кн. Ольга упорядочила сбор дани, разделив княжества между своими сыновьями.
ее сын, кн. Святослав, первый Рюрикович с чисто славянским именем, был по характеру самым варягом среди всех киевских правителей. Этот князь имел нехитрую идейную платформу, суть которой полала в утверждении приоритета меча и физической силы по сравнению с умом. Однажды, пока он ходил воевать чужие земли, враги (печенеги) свободно пришли к стенам Киева и едва его не захватили. Вместе с тем ему нельзя отказать в проведении некоторых удачных государственных мероприятий. Так, к примеру, Святослав положил начало административной реформе, в результате которой Русь оказалась во владении одной княжеской династии.